вторник, 9 декабря 2014 г.

Лыжный поход на Хинган 2012 год

Облученский район ЕАО
 (ст. Известковая-река Кульдур- река Олоно пос. Хинганск).
Сроки проведения – 24.02.2012 – 2.03.2012

Руководитель – Сазонов Андрей Викторович
Зам. руководителя – Целковик Владимир Юрьевич

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПОХОДА
Лыжный туризм Третья степень сложности. 75 км. С 24 февраля по 2 марта 2012 года



День первый - 25.02.12
Вышли из Благовещенского поезда в 5.00 (время указано здесь и далее местное, разница на +1 час от Благовещенска). Мороз хороший, как потом сказала дежурная по станции -27. Сразу бежим на вокзал ст. Известковая. Мест в зале ожидания хватит человек на 30 (на сиденьях). В зале холодно, не раздеваемся, сидим, ждем рассвета (фото 1), до которого 3,5 часа (в этом году мы живем по летнему времени, поэтому утром светает очень поздно – в ЕАО рассвет в это время наступает около 9.00 по местному времени).
Ожидание рассвета на станции
Первый выход на реку

Завтракали бутербродами с паштетом, с салом с хлебом, чаем с печеньем. Кипяток можно попросить на вокзале, у дежурной в комнате отдыха машинистов (открывается в 7.50). После завтрака одеваемся по-ходовому, я сообщаю о выходе на маршрут оперативному дежурному МЧС Амурской области и выходим на маршрут.

Река Кульдур
Берег в месте обеда

Идти тяжело…
Место первой ночевки

Вышли в 8.40. в это время еще не так светло, но видно, куда идти. Идем вдоль железнодорожного пути справа от путей до диспетчерской, затем по пешеходному переходу через все пути на левую сторону станции и также вдоль путей по тропинке около 1 км. Слева рядом с насыпью течет река Кимкан. Выходим на неё, надеваем лыжи и двигаемся на север (фото 2). Снега немного – 3-5 см, идти легко, но через 200 м. течет вода поверх льда. Обходим это место по лесу, очень долго – ребята еще не привыкли. Через 10 минут – снова вода, первые ребята намочили лыжи. Сидим минут 20, отскабливаем лед с лыж. Через 1 км. справа – жилые лома, на реке – лунки и лыжный след. Идем по нему, воды на реке нет, иногда есть замерзшие наледи без снега. Не все могли катиться по льду на лыжах, шли медленно. Идем по 30 минут, привал -15 минут, входим в ритм. Так идем до 12.30. Делаем обед на берегу (дров полно) – 2 часа и снова выходим на реку. Вокруг кустарник и огромные деревья – липы и амурский бархат. Привалы делаем через 50 минут на 15 минут. Через 2 часа ребята устали настолько, что почти не шли - сказалась бессонная ночь, поэтому, увидев в 16.30 справа хороший массив пихтарника, решаем делать ночевку. Здесь много дров, сухостой, лапник. Легли в 21.00 и отключились. За день прошли 5 часов, 8 км.
День второй - 26.02.2012
Подъем был в 8.00 долгие сборы, завтрак и в 11.30 выход. Выходим поздно, так как после первого дня все дети устали. Идем 50 минут по реке на север вдоль высокой горы справа (фото 7), проходим километра 2, затем привал, обход очередной воды по кочкарнику (200 метров) и снова идем по реке. Обходим петлю реки, затем снова справа появляется красивый крутой склон горы, заросший пихтой, и небольшие скалы (10м. высотой) (фото 8). Идем медленно, т.к. Дима Пантелеев не может нести рюкзак – очень болят плечи, часто останавливается, сидит.
Через 2 часа останавливаемся у текущей воды – Слава Ульзутуев захотел пить и провалился в воду. Пока он менял ботинки и носки (фото 9), захотела пить Юля, и Саша Смолин пошел к промоине. Тут он проваливается с лыжами по колено. Лыжи обмерзли. Решаем делать обед и сушиться (фото 10). Сушились и ели до 16.00. Проходим еще 500 метров и выходим на развилку рек – широкая - направо по сопку, узкая – налево, по направлению к бруситовому карьеру, который стал уже хорошо виден.
Идем по левой протоке, она сильно петляет, через 30 минут подходим наиболее близко к железнодорожной насыпи (200 м.) (фото 11). За ней по карте – дорога и я решаю выйти на дорогу, обойти петли реки по дороге. Связав лыжи, поднимаемся на насыпь железной дороги (на данном участке железной дороги это относительно безопасно, т.к. за день по этой дороге проходит 1 поезд и его очень хорошо слышно заранее), идем по ней 100 метров (фото 12), далее по тропе выходим на дорогу (ширина 6 метров, покрыта снегом и мелким гравием (фото 13)). На лыжах не пойдешь, поэтому идем пешком, лыжи в руках.
Идем по ней 2 км., подходим к повороту: основная уходит влево, на карьер, а прямо идет узкая дорога , покрытая свежим снегом. Делаем привал, одеваем лыжи и двигаемся по этой дороге, ведущей на станцию Брусит. Снег свежий и скольжение лыж плохое. Мы ищем место для ночлега. Проходим около 2 км. (19.00), хорошего места нет (нет дров), решаем ночевать почти на дороге, под бруситовым карьером (фото 14). Дрова – ольха, есть немного лапника. Ужин поздно, в 21.30, легли в 23.00. Ходовое время – 6 часов, прошли 14 км.
Справа – гораФото
Справа - скалы
Переобуваемся после воды…  
… и сушимся
Выходим на болото
И идем по железной дороге
Идем по дороге к карьеру
Ночлег под карьером










День третий - 27.02.2012.
Подъем 8.30. Двое дежурных разжигают костер и начинают готовить завтрак. В это время в палатке начинаются сборы рюкзаков. Мороз сильный (оцениваем его в 25-27 градусов). Выходим в 11.45. через 10 минут проходим станцию Брусит, справа внизу, слева - дом, и идем по дороге далее. Через 2 км. дорога заканчивается (вполне вероятно, что она уходит вверх по склону, но это место заросло) и искать её нам некогда. Мы выходим на железнодорожную насыпь, отдыхаем 15 минут и далее идем по железной дороге без лыж 5 км. (1,5 часа). В 14.30 проходим мост, спускаемся с него на лед – это место слияния рек Кульдур и Олоно. Реки покрыты слоем снега в 2 см (фото 17. Одеваем лыжи и двигаемся 20 минут по реке Олоно, проходим 1,5 км. Снега гораздо больше – около 20 см., тропим (фото 18). Чуть позже попадаем в воду - вода по всей ширине реки. Воду проходим на лыжах, затем ещё 200 м. и делаем обед, одновременно оттаивая лыжи на солнце и у костра.
После обеда выходим в 16.45. Идем по реке, в основном по снегу глубиной 15 см. Встречаются деревья, лежащие поперек реки, проходим или переступанием, или обходим по берегу. Встречаются участки с водой, проходим по воде с выходом на голый лед, тогда лыжи не подлипают.
В конце дневного перехода, в 18.30, делаем привал у скальной стенки справа по ходу, сразу за ним река делает поворот на 90 градусов и мы попадаем на глубокий снег, под которым вода. Пробуем проходить каждый по своей лыжне, но вода везде, все намокают, на лыжах висит снег и лед до 15 см. Быстро снимаем часть льда, проходим 200 метров и видим, что по всей реке течет вода на расстоянии метров 200. Решаем обходить, уходим на берег (глубокий снег), выходим на дорогу и идем по ней 50 метров и останавливаемся – везде вода, глубиной до 50 см. (боковой приток). Пытаемся найти место для перехода, не находим, идем по воде, затем по снегу. Лыжи не едут, поэтому забираемся на бугор и делаем ночлег. Время - 19.20. На всех лыжах по 20 см. налипшего и намерзшего льда. Решаем оттаивать лыжи у костра, а пока ищем дрова. Напротив, за рекой, хороший пихтарник, а нашей стороне елей мало, а сухостоя елового вообще нет. С трудом набрали сухих осин и ольхи на печку, а на костер брали все – выбрали все дрова вокруг на 200 метров. После ужина грели лыжи, оттаивали лед. К 23 часам закончили и легли. Ходовое время - 6.20, прошли 17 км.
 
Переход по дороге от карьера
На ж\д насыпи


 Выход на реку Олоно

Начало пути по Олоно

Дежурный у печки
Перед сном в палатке


День четвертый -  28.02.2012
Подъем рано – в 8 часов. Сборы без завтрака (нет времени собирать дрова) и выход в 9.20 (я, остальных ребят я отправил раньше делать костер и готовить завтрак через 1 км.). Ночью шел небольшой снег, утром еще идет. Идем по дороге, снега около 50 см, но до последнего снегопада здесь проехала машина, поэтому тропить приходится только 5 см.
Завтракали долго, но после завтрака идем гораздо быстрее, начали ребята привыкать к походу, к лыжам, и дорога хорошая (фото 23).
Через 2 км. Попадаем на слияние рек, т.е. под снегом на дороге – вода. Снова приходится долго (20 минут) чистить лыжи ото льда (фото 24).
Далее все время двигаемся по дороге – больше некуда, след машины гарантировано ведет в поселок. В районе бараков (самих бараков нет) лесная дорога отходит вправо, но следа на ней нет и мы уходим влево, по дороге, где есть след от машины. На карте это место хорошо заметно. Я понимаю, что мы обходим слияние рек Олоно и Малой Олоно, т.е. огромной заболоченной низины летом. Слева через 1 км. появляется крутой склон, затем дорога поворачивает правее, а влево тоже отходит дорога, но опять без колеи. Это показывает, что мы идем правильно. Время – 14.30, делаем обед у речки (в самом низком месте, речки не видно).
Выходим в 16.00. Идем все время по дороге – сначала небольшой плавный набор высоты, сзади просматривается характерная сопка и дорога далее поворачивает правее (фото 25). Через 10 мин. от обеда влево наверх уходит дорога, ее пропускаем, уходим по правой, затем, через 20 мин еще одна развилка – влево, прямо и направо, причем везде есть колея. Делаем привал и разведку. По левой не идем – вверх нам не надо. Вправо идет дорога вниз, скорее всего, на лесозаготовки в районе реки Малая Олоно, поэтому решаем идти прямо. Начинаем считать речки – по карте, нам надо пройти 4 речки, на пятой дорога должна повернуть влево, на перевал к Хинганску. Идем медленнее – ребята устали. Между 3 и 4 речкой делаем привал, чтобы идти до ночлега. Время – 18.00 (фото 26).
Небольшой подъем (20 метров) и снова ровная дорога. Вокруг дороги – чистые места без леса (когда-то здесь прошел пожар, а сейчас местные жители пилят лес на дрова и очищено около 300 метров слева от дороги). Вообще лес березово-лиственничный и редкий. Через 20 минут слева слышен звук работающей бензопилы, затем слева на вырубке увидели машину ГАЗ-66, которую 2 человека наполняли дровами. Мы уходим дальше, и в 19.00 выходим на большую (50Х50 метров) площадку. Предполагаем, что это вертолетная площадка для посадки вертолетов при лесных пожарах. За ней в 200 метрах виден ельник, достаточно хороший. Уходим в ельник на ночевку. Место хорошее – много сухостоя, лапника, дров. Легли в 22.20. Шли 6.30. 18 км.
Дорога почти идеальная
После обеда надо снова идти

Чистить приходится долго


Перед оставшимся переходом
День пятый - 29.02.2012.
Подъем в 8.00. Не торопясь, поели, собрались и вышли на вчерашнюю дорогу (11.00). Пройдя по ней 300 метров, попадаем почти на трассу – дорога шириной метров 12, наезженная. Понимаем, что она ведет куда нам надо и идем по ней на лыжах, по самой кромке, т.к. много мелких камешков. Дорога медленно поднимается, и мы идем по ней час (фото 27). Останавливаемся на развилке – широкая дорога уходит влево вниз и далее по левой долине ручья Широкий (по карте). Предполагаем, что она ведет через перевал на станцию Кимкан (там строится поселок ГОК). Нам же надо вправо, и туда ведет узкая заснеженная дорога (такая, по которой мы шли два дня). Снимаем лыжи (уклон довольно большой, такой, что ребятам на лыжах будет тяжело подниматься) и двигаемся пешком (фото 28). Уклон дроги в среднем около 100.Через 50 минут выходим на ровное место – на хребет Малый Хинган (фото 29). Делам привал, надеваем лыжи, фотографируемся на перевале (фото 30) и двигаемся дальше по ровной дороге. Справа видна вся долина реки Олоно и дальние хребты (фото 31). Через 10 минут начинается спуск. Уклон градусов 15, лыжи едут не очень быстро, но с хорошей скоростью (фото 32). Такой спуск продолжался 30 минут и мы остановились на обед на дороге в 6 км. от Хинганска (по словам водителя машины) (13.50).
После обеда решаем дойти до речки и заночевать, т.к. елок и пихт почти нет, и чем дальше, тем их меньше. Обедаем не спеша, Слава Ульзутуев берется самостоятельно развести костер и приготовить обед, но, как обычно, делает это очень медленно и ему помогать приходится всем. Начинает идти снег, иногда сильный. Выходим в 16.30, за час доходим до речки (4 км.). Здесь, по словам водителя машины, должна быть сотовая связь. Мы походили вокруг, попробовали – связи нет, а есть немного елок и пихт. Делаем ночевку – чтобы не ходить вечером в поселок и не приезжать рано в Облучье – ведь поезд у нас в 23.50 на следующий день.
Устроились в лесу (фото 33), набрали много дров. Для печки дрова снова были из ольхи (надо сказать, что в нашей печке ольха тоже хорошо горит). Вечером долго стояли у костра, разговаривали. Ходовое время – 3.40, 15 км.
Вперед, на перевал!
Вид на долину Олоно

Быстрый спуск
Дошли!









День шестой - 01.03.2012
Ночью пошел снег, достаточно хороший, чтобы присыпать вещи и был довольно сильный мороз. Не спеша делали завтрак, собирались – нам надо было попасть на автобус до Облучья в 13.35. Поэтому вышли на лыжах в 11.15, еще раз спустились с горки метров 200, далее по ровной дороге, по свежему снегу вышли на окраину поселка Хинганск (3 км. от ночевки). Здесь я доложил оперативному дежурному МЧС Амурской области об успешном окончании маршрута, затем дошли до речки – 1 км. (здесь мост через реку, рядом школьный двор и остановка автобуса. На остановке сложили лыжи в транспортное положение и стали ждать автобус.
Автобус пришел точно по расписанию, затем проехал по поселку (людей было немного, мы сидели) и через час мы вышли на станции Облучье.
Остановились в зале ожидания, людей немного, тепло.
Обедать решили в столовой. В Облучье пообедать можно в столовой в железнодорожном общежитии (10 мин. ходьбы от вокзала через пешеходный переход и на первой улице направо). Цена стандартного обеда 120-140 руб.


Комментариев нет:

Отправить комментарий